Диагностика, ремонт и замена гидротрансформатора АКПП

Плановый ремонт гидротрансформатора АКПП проводят при пробеге 100 — 150 тыс. км. К этому времени изнашиваются расходники, истирается фрикционная накладка. Поломку гидротрансформатора определяют самостоятельно по звуку, ощущениям, тестам. Сделать правильный вывод поможет знание устройства и принцип работы гидроузла.

Ремонт бублика

Что представляет собой гидротрансформатор

Гидротрансформатор (ГДТ) АКПП — аналог сцепления в механике, предназначенный для переноса мощности двигателя в коробку передач. Водитель напрямую не управляет гидроприводом, но с нажатием педали газа усиливает вращение мотора, а значит и ГДТ. За счет конструкции гидротрансформатор способен усиливать крутящий момент.

Устройство гидротрансформатора

Внешне гидропривод напоминает тор, за что получил от автомехаников прозвище «бублик». Бублик работает плавно и бесшумно, но потребляет больше масла, чем механическое сцепление.

По статистике продаж, выбирая между АКПП, DSG и CVT, водители предпочитают «классический» автомат с гидротрансформатором. Выбор обоснован проверенной надёжностью конструкции, большим ресурсом, простотой в обслуживании.

Устройство гидротрансформатора АКПП

Рабочие элементы бублика заключены в герметичный корпус, заполненный маслом ATF. Посмотреть внутреннее состояние, можно после разреза сварного шва.

Гидротрансформатор состоит из трёх лопастных колёс, механически не соединённых между собой. К одной половине чаши корпуса приварено насосное колесо. Оно жёстко соединено с маховиком двигателя, поэтому начинает вращаться вместе с запуском мотора.

Читать
Схема, ремонт АКПП 4F27E и гидроблока своими руками

Напротив насоса установлено турбинное колесо. В центре колеса ступица и подшипник, через которые турбина опирается на вал коробки передач. При запуске двигателя турбина неподвижна.

Турбина гидротрасформатора

Между колёсами расположено реактор с обгонной муфтой. Реактор предназначен для автоматического переключения режимов гидротрансформатора.

Большой объём масла в бублике приводит к трате энергии двигателя на перемешивание и нагрев жидкости, а значит и увлеченный расход топлива. Для компенсации потерь инженеры добавили в конструкцию муфту блокировки: пластину с фрикционной накладкой и демпфером крутильных колебаний.

Муфта блокировки бублика

Принцип работы

Работа гидропривода основана на превращении механической энергии в гидравлическую и обратно в механическую для передачи в трансмиссию:

  1. С запуском двигателя подключается масляный насос и начинает вращаться насосное колесо ГДТ.
  2. Под действием центробежных сил масло отталкивается от лопаток колеса и перекидывается на лопатки турбины. Форма лопастей подобрана так, чтобы скорость и направление потоков масла создавали максимальный КПД гидротрансформатора.
  3. С увеличением оборотов растёт сила давления на турбину, Она начинает вращаться и достигает скорости насосного колеса.
  4. Реактор перенаправляет потоки масла, помогая разогнать насос, увеличивая крутящий момент.
  5. Энергия передаётся по валу в механизм переключения передач, а затем колёсам.

Трансформирвоание крутящего момента двигателя

В новых моделях АКПП муфта блокировки ГДТ подключается уже на второй скорости или раньше по сигналу ЭБУ. Управление происходит путём сброса давления между плитой и корпусом ГДТ. Сила, давящая со стороны турбины, заставляет муфту сцепиться с поверхностью корпуса. В результате двигатель напрямую соединяется с коробкой передач.

Читать
Типичные неполадки и ремонт АКПП f4a42

Признаки неисправности

Водитель не ощущает работу исправного гидротрансформатора, поэтому появление новых звуков, вибраций, толчков сигнализирует о проблеме в бублике. Из косвенных признаков отмечают повышенный расход топлива, высокие обороты двигателя.

Проблема

Возможная причина

Течь масла Износ фрикциона, сальников, уплотнителей
На старте машина пробуксовывает, но после 60 км/ч едет нормально Износ ступицы турбинного колеса, из-за чего на больших оборотах происходит проскальзывание
Слышен удар металлической детали, шуршание при переключении передач Повреждение подшипника
Металлический стук на холостых оборотах, потеря плавности переключения передач Износ фрикционной накладки
Сильные вибрации и рывки при движении на скорости 60 км/ч Неравномерное истирание фрикциона
Металлические частицы в масле Разрушение деталей
Дребезжание, скрежет Разрушение лопастей колёс
Автомобиль не едет, при переключении селектора нет толчка или машина буксует Не работает масляный насос или турбина гидротрансформатора
Машина едет «на холодную», после прогрева буксует на месте Загрязнение ГДТ и сетки фильтра, из-за чего давление в системе падает

Если при ремонте поменять только деталь, которая из вышла из строя, то вскоре проблема вернётся. Чтобы ситуация не дошла до замены гидротрансформатора, нужно искать и устранять причину неполадки.

Диагностика гидротрансформатора своими руками

Последовательность диагностики бублика АКПП своими руками:

Читать
Ремонт и замена бублика АКПП
Степень устранения неисправности

Что сделать

Когда поможет

Лёгкая. Можно установить диагноз без тестов Проверить уровень, поменять ATF и фильтр ·       появление рывков или задержек при переключении передач;

·       лёгкая вибрации на скорости 60 —80 км/ч;

·       грязное масло;

·       неправильный уровень жидкости;

·       пузыри на щупе.

Средняя. Можно установить диагноз без демонтажа Снять коды неисправности с бортового компьютера ·       неисправность проводов, соленоидов;

·       неисправность датчиков;

·       проблемы с блокировочной муфтой;

·       поломка деталей.

Снять и осмотреть поддон на наличие металлических и пластиковых частиц, осадка
Проверить давление в системе
Протестировать блокировку ГДТ: с ростом оборотов двигателя скорость должна расти
Тяжёлая. Для точного диагноза необходимо вскрытие. Разобрать бублик ·       масло пахнет гарью, содержит крупные частицы;

·       сильные вибрации и стук;

·       течь масла;

·       дребезжание, скрежет;

·       машина не едет или буксует.

Чаще всего в ремонт гидротрансформатор попадает из-за облысения муфты блокировки или старения сальников. При этом приходится дополнительно промывать гидроблок, менять засоренные соленоиды, истёртые фрикционные диски. Такой ремонт в сервисе стоит недёшево, но поможет продлить работу родной АКПП.

Ремонт бублика и его стоимость

Сделать ремонт гидротрансформаторов АКПП или вариаторов своими руками проблематично. Нужны знания о работе конкретной модели бублика, токарный станок, сварное оборудование, стенды для проверки собранного изделия. Ремонт, сделанный неопытным человеком, может «убить» гидропривод.

Узнать точно, во сколько руб. обойдётся ремонт гидротрансформатора в сервисном центре, можно только после полной диагностики, поскольку на цену влияет:

  • возраст и общее состояние автомобиля;
  • марка АКПП и модель бублика;
  • сложность поломки гидротрансформатора.

Средние цены на работы по ремонту бублика:

Перечень работ

Цена, руб

Снятие и установка АКПП 12000
Разборка гидротрансформатора 800
Сборка и проверка на стендах 2000
Насосное колесо:
Ремонт 800
Замена/ремонт ступицы 1000/600
Турбина:
Ремонт колеса 500
Замена ступицы 600
Муфта блокировки:
Наклейка фрикционной накладки 400
Ремонт системы блокировки 2000
Реактор:
Ремонт 500

На стоимость восстановления гидротрансформатора влияет сложность АКПП:

  • за ремонт бублика 4, 5, 6-ступенчатой коробки возьмут 5000 — 10000 руб.;
  • за ремонт бублика 8 -ступенчатой коробки — 10000 — 15000 руб.

Ремонт бублика

Самые дорогие в ремонте гидротрансформаторы установлены в автоматах:

  • Самые дорогие в ремонте гидротрансформаторы установлены в автоматах:
    • 4HP24;
    • 5HP19;
    • 6HP26;
    • ZF6HP26/28/32;
    • ZF8HP45/55/70;
    • ZF9HP48;
    • 722.9;
    • 4R100;
    • 6R80;
    • A750F;
    • TR60-SN;
    • TR80-SD.

Как происходит ремонт:

  1. Мастера снимают коробку, демонтируют гидротрансформатор.
  2. Сливают жидкость.
  3. Закрепляют ГДТ на токарном станке и разрезают сварной шов.
  4. Вручную или в моечной машине очищают детали от загрязнений.
  5. Мастер осматривает составные части бублика и отбраковывает неисправные. Детали восстанавливают или заменяют новыми.
  6. На специальном станке на муфту блокировки наклеивают фрикционную накладку.
  7. Следующим этапом идёт сборка узла с новыми расходниками.
  8. Корпус сваривают на станке.
  9. Проверяют биение ступицы насоса, зазор подшипников, герметичность. Проводят балансировку.
  10. Устанавливают ГДТ и АКПП на место.

Что такое гидромуфта

В отличие от гидротрансформатора гидромуфта не изменяет крутящий момент двигателя, а передаёт напрямую в трансмиссию. Поэтому устройство гидромуфты проще и включает в себя: корпус, насосное и турбинное колёса, вращающиеся в масляной среде.

Устройство гидромуфты

Узел устанавливают в трансмиссии грузовиков, автобусов, тракторов и сельхозтехники.

Признаки неисправности гидромуфты

Поскольку гидромуфта является «упрощённой версией» гидротрансформатора, их неисправности схожи:

  • пробуксовки машины из-за поломки шлицов ступицы;
  • металлический стук от неисправного подшипника;
  • протекание жидкости через изношенные уплотнители и т.д.

Как и гидротрансформатор, гидромуфта страдает от перегрева и загрязнения масла в автоматической коробке передач. При отсутствии давления узел не будет исправно работать, а значит машина не тронется с места.

Ремонт гидромуфты

Ремонт гидромуфты аналогичен восстановлению бублика АКПП. Из-за отсутствия фрикционной накладки и реактора, стоимость работ и материалов будет ниже.

Заключение

Ремонт гидротрансформаторов — сложный и ответственный процесс, который не терпит экспериментов. Надёжнее работу поручить профессиональным сервисам, которые сотрудничают с официальными дилерами и поставщиками. Стоимость ремонта обойдется дешевле, чем поиск нового на замена «убитого» узла.

Неисправность бублика приводит к износу всей автоматической коробки. Продлить ресурс агрегата поможет замена масла и фильтра каждые 40-60 тыс. км.

Рейтинг
( 3 оценки, среднее 4.33 из 5 )
Аватар
автомеханик А.Зарядин/ автор статьи
Умею выявлять причину неисправности и дефекта трансмиссии. Обладаю достаточным опытом и объемом знаний в ремонте силовых агрегатов всевозможных марок и моделей автотранспортных средств.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
АКПП
Комментарии: 3
  1. Аватар
    Сергей

    Полезным считаю то, что здесь представлены проблемы которые могут появиться в процессе эксплуатации гидротрансформатора АКПП, и причины по которым могут появиться эти проблемы. Если учитывать эти причины, и правильно использовать АКПП, то некоторых проблем можно избежать.

  2. Аватар
    Эрнест

    В данной статье представлена детальная информация о том, как выявить поломку гидротрансформатора АКПП и каким образом своевременно ее устранить. Случалось, что данная запчасть ломалась и при пробеге около 50 000 км. От качества дорожного полотна в данном случае также многое зависит.

  3. Аватар
    Роман

    Езжу на Элантре 2011 года, брал подержанную и после того, как АКПП стала некорректно работать свез в СТО. Прошлый владелец видимо редко менял масло в коробке или заливал некачественное, и мне пришлось разориться на ремонт гидротрансформатора.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector