Диагностика и ремонт АКПП

Диагностика и ремонт АКПП

Профилактический, текущий или капитальный ремонт АКПП — дело технически сложное и затратное. Лезть внутрь коробки без предварительной диагностики и выявления проблемы неразумно: зачем лишний раз разбирать агрегат, если окажется достаточным заменить рабочую жидкость? Продиагностировать и выполнить ремонт автомата можно самостоятельно, если вы готовы изучить строение, принцип работы и особенности своей АКПП.

Диагностика и ремонт АКПП

Методы диагностики неисправностей

Автоматическая коробка создана для удобства и безопасности водителя, поэтому «здоровый» агрегат работает тихо и плавно. Толчки, рывки, шумы и вибрации в работе АКПП — сигнал о поломке системы. Насколько сложным окажется ремонт подскажет комплексная диагностика.

Если вы приехали в техцентр с жалобами на свою машину, и мастер с первого взгляда разглядел, что все беды от автоматической коробки переключения передач, и тут же называл точную стоимость ремонта — попрощайтесь с этим сервисом навсегда.

Проверка троса дроссельного узла

Дроссельная заслонка представляет собой клапан, который пропускает в двигатель требуемое количество воздуха. В машинах с АКПП от дросселя идёт дополнительный тросик, который отвечает за включение следующей скорости при достижении нужных оборотов двигателя. Заслонка открывается при помощи троса при нажатии газа.

Если коробка переключается с толчками, двигатель работает не на полную мощность, на холостую скачут обороты, не спешите ремонтировать автомат — проверьте трос привода заслонки. Понадобится помощник:

  1. Откройте капот и снимите кожух двигателя.
  2. Ослабьте хомуты крепления и отодвиньте впускную трубу от патрубка дросселя.
  3. Помощник должен выжать и удерживать педаль акселератора.
  4. Проверьте, чтобы заслонка была полностью открыта, т.е. сектор заслонки должен упираться в ограничитель или немного не доходить до него, чтобы не сильно натягивать трос.
  5. При опущенной педали заслонка должна полностью закрыться.
Читать
Можно ли буксировать на автоматической коробке другую машину с АКПП и неработающим двигателем

Stall test

Суть Stall test или «стояночного теста» заключается в определении максимальных оборотов двигателя, по которым судят о состоянии АКПП. Самостоятельно проводить испытание нужно только в крайнем случае, поскольку тест опасен при неисправной тормозной системе и может «добить» изношенную коробку.

Подготовка к Stall test:

  1. Запаситесь справочными данными по вашей машине, припасите бумагу, ручку. Позовите помощника.
  2. Проверьте уровень масла в АКПП и в двигателе.
  3. Прогрейте двигатель и АКПП до рабочей температуры — прокатитесь 10 км.
  4. Выберите открытое место. Вблизи автомобиля не должно быть людей и животных.
  5. Затяните ручник.
  6. Зафиксируйте передние и задние колёса с помощью опор.

Методика:

  1. Поставьте селектор в положение «Р».
  2. Нажмите на тормоз и выберите режим «D».
  3. Удерживая тормоз, нажмите на педаль газа на 2 — 3 с. Этого достаточно для полного открытия дросселя. Запомните показания тахометра.

Данный этап называется Stall Speed, который показывает максимальные обороты при нажатом газе. Если значение тахометра будет выше справочного, отпускайте газ, поскольку это сигнал пробуксовки АКПП!

  1. Запишите показания.
  2. Отпустите газ, но тормоз держите.
  3. Переведите селектор в положение «N». Двигатель должен охладиться 2 мин на средних оборотах.
  4. Повторите тест для других положений селектора, кроме «Р»и «N».

Сравните записанные показания со справочными. Значение Stall Speed ниже нормы указывает на недостаточно развиваемую мощность двигателя.

Тестирование АКПП

Какие сведения о состоянии АКПП даёт Stall test:

Оценка теста

Вывод

Превышение порогового значения оборотов Внутренние утечки, неисправность маслонасоса, пробуксовка фрикционов АКПП в определённых пакетах
Повышенные обороты на 1 передаче Проскальзывает обгонная муфта
Повышенные обороты на 2 и 3 передаче Проскальзывает обгонная или муфта переднего хода
Скорость не поднимается выше 80 км/ч Проскальзывает обгонная муфта
Проскальзывание на 3 и 4 скоростях Проскальзывает муфта высокой скорости
Проскальзывание на 2 и 4 скоростях Проскальзывает ленточный тормоз
Снижение оборотов на 75% от нормы Проскальзывание обгонной муфты вместо полной блокировки
Обороты соответствуют норме АКПП исправна

 

Тестирование при движении

Проверка автоматической коробки передач в движении помогает оценить работу трансмиссии в разных режимах:

  • «на холодную»;
  • во время разгона и торможения;
  • во время спокойной езды;
  • при въезде на горку.
Читать
АКПП сбрасывает и не переключает передачи: причины и диагностика

Подробно данный метод рассмотрен здесь

Тестирование работоспособности блокировочной муфты в гидравлическом трансформаторе

Чтобы выявить неисправность в работе блокировки гидротрансформатора АКПП без дефектовки, нужно хорошо знать как работает муфта в штатном режиме и уметь распознать неполадки:

  1. Блокировка обычно включается с лёгким толчком, как при переключении передачи. Это объясняется переходом с гидравлического на механический способ передачи мощности. Переключение муфты отчётливей ощущается при движении на холмистой местности или буксировке прицепа.
  2. После включения муфты частота двигателя снижается на 300 об/мин.
  3. Блокировка работает нормально в городских условиях, а на магистрали нет. Причиной может быть температура охлаждающей жидкости двигателя или неисправный датчик. ЭБУ разрешает включение блокировки, скажем, при температуре жидкости не ниже 85℃. На магистрали двигатель так не нагревается, поэтому компьютер не разрешает блокировку. Проверить гипотезу можно, закрыв картонкой часть радиатора.

Проверка блокировки гидротрансформатора

Загудела коробка основные причины

Появление гула в районе коробке передач автомат может быть связан с неправильным уровнем или загрязнением масла. При нехватке жидкости насос захватывает воздух и начинает издавать посторонние звуки, пытаясь прокачать масло через старый фильтр. При нагреве жидкость разжижается, поэтому звук исчезает.

Гул АКПП

Причины появления гула могут быть связаны с внутренним износом АКПП и проявляться в разных режимах.

Гул на холодную

Если автоматическая коробка передач еще не прогрелась и гудит при переходе с «P» на «D» или «R», возможно, заклинивает обгонная муфта гидротрансформатора или изношен подшипник первичного вала. Когда машина удерживается тормозом, работает только «бублик» и маслонасос, поэтому гул идёт с той стороны. В режиме нейтрали валы автомата вращаются вместе с «бубликом», и звук пропадает.

Гул при обгоне

Если гудит АКПП, как троллейбус, на скорости 60 км/ч с последующим усилением до 90 км/ч, а затем затихает, причиной неполадок может быть износ заднего редуктора или разбитый конусный подшипник промежуточного вала.

Гул может быть связан с заводским дефектом, например, в Киа Рио и моделях Тойоты после 2012 года выпуска.

 

Читать
Что лучше и надежнее, вариатор или автомат

 

Присадки для КПП

Автоматическая коробка передач гудит, шумит или вибрирует из-за ударов внутри конструкции. Если затягивать с ремонтом, то в результате разрушатся шестерни, упадёт давление и АКПП накроет волной неполадок. Авторынок предлагает вариант исправления ситуации «по-быстрому» — использование присадок.

Эту тему уже рассматривали. Краткий вывод такой: присадки годятся для профилактики проблем с переключением передач или в качестве временной меры до проведения ремонта.

Если автоматическая коробка сильно изношена, то чудо-составы не помогут её возродить, а владелец будет жаловаться, что «это всё развод».

Самостоятельный ремонт АКПП

Ремонт автоматической коробки передач без оборудования, а главное знаний — опасная затея. Перед тем, как разбирать сложный агрегат, запаситесь подробными инструкциями по ремонту своей АКПП. Все используемые для ремонта инструменты должны быть чистыми, без зазубрин. Разбирать коробку можно в матерчатых перчатках, а вот собирать только в резиновых, чтобы не занести «инфекцию».

Прокладки, сальники и резиновые детали повторно не используются, поэтому перед ремонтом всегда готовьте новый комплект заранее. Используйте технический вазелин в качестве смазки. На движущиеся, вращающиеся и скользящие детали наносите масло АКПП.

Гидротрансформатор

Плановый ремонт коробки АКПП не обходится без разбора гидротрансформатора и замены фрикциона блокировки. Но кроме фрикциона в «бублике» могут изнашиваться подшипники, обгонная муфта, ступица. Подробно о неполадках и ремонте гидротрансформатора рассказано здесь и здесь.

ЭБУ

Электронный блок управления АКПП представляет собой набор микросхем и датчиков, которые управляют всей коробкой. Мы уже рассматривали, почему на ремонте ЭБУ в КПП автомат не стоит экономить или делать ремонт самостоятельно.

Гидроплита

Загрязнение гидроплиты или соленоидов — частая проблема, которая приводит к задержкам переключения, появлению пинков и прочих неприятностей. Как выполнить ремонт гидроблока в коробке АКПП своими руками, посмотрите здесь.

Фрикционы

Состояние фрикционных дисков влияет на качество переключения передач в автомате. В среднем их ресурс составляет 150 000 км, но на практике такая жизнеспособность встречается редко из-за масляного голодания. В точке соприкасания фрикциона и стального диска температура поднимается выше 300 ℃. При недостатке или загрязнении масла недостаточное охлаждение накладки приводит к её истиранию. Клеевые смолы расходятся вместе с маслом по всему автомату, что приводит к большому ремонту АКПП.

Читать
Почему супротек, это лучшее решение для восстановления АКПП

Как делать ремонт фрикционов, мы уже рассказывали

Планетарная передача

Планетарная передача представляет собой набор шестерней, поэтому при правильном уходе за машиной планетарка попадает в ремонт редко. Если при проверке масла чувствуется запах гари, а на поддоне видна стружка, то АКПП нужно разобрать и проверить состояние металлических деталей.

В возрастных машинах разбиваются оси сателлитов, ломаются зубья зубчатых колёс, изнашиваются подшипники. Без ремонта не обойтись. Разрушенный ряд срочно меняют, пока не вышла из строя вся коробка.

Для ремонта планетарного ряда, разберите коробку автомат, выньте солнечные шестерни, водило в сборе, упорные подшипники, коронную шестерню. Фотографируйте процесс и раскладывайте детали в порядке демонтажа, чтобы не забыть про них во время сборки:

  1. Промойте и осмотрите все детали.
  2. Снимите наружную обойму с водила.
  3. Выньте валы сателлитов, подшипник, упорные шайбы, шестерни.
  4. Соберите ряд в обратной последовательности с новыми уплотнительными кольцами и шестернями.

Более полное описание демонтажа и сборки ищите в мануалах по ремонту своей АКПП.

Тормозная лента

Тормозная лента блокирует планетарный механизм при переключении скоростей. Со временем лента изнашивается и нуждается в ремонте: регулировке или замене. При переборке АКПП для замены нескольких пакетов фрикционов заодно меняют и тормозные ленты.

Для регулировки ленты приготовьте динамометрические ключи и регулировочные болты:

  1. Подберите новый болт с регулировочной гайкой и вставьте в отверстие упорного болта.
  2. Поставьте заднюю крышку и затяните её на 3 болта, чтобы лента не люфтила.
  3. Затяните регулировочный болт с гайкой с усилием 4 — 6 Нм. Лента должна «обнять» барабан.
  4. Открутите болт на указанное число оборотов (в АКПП Мазды, Форда — 3,5 оборота, в АКПП Ниссан — 2,5), а гайку опустите до корпуса.
  5. Выньте болт и измерьте расстояние от конца болта до гайки.
  6. По справочной таблице выберите номер нужного рабочего болта и затяните в АКПП с усилием 40 — 50 Нм.
Читать
Отзывы по эксплуатации и ремонту автоматической коробки на Шевроле Лачетти

Мехатроник

Мехатроник DSG представляет собой блок управления, состоящий из гидроблока и электронной платы. Все проблемы гидроблока и ЭБУ, приводящие к ремонту, характерны и для Мехатроника:

  • загрязнение каналов гидроплиты, механических распределителей, золотников, регуляторов;
  • появление микротрещин в гидроблоке;
  • неисправность электронной части.

 Для ремонта Мехатроника, его снимают с автоматической коробки, предварительно подключив автосканер. Это нужно для того, чтобы блок управления перевел свои штоки в демонтажное состояние.

Ремонт в автосервисе

Если предварительная диагностика показала, что коробка автомат нуждается в ремонте — не торопитесь обращаться в первый попавшийся автосервис. Лучше потратить время на поиски технического центра, который занимается ремонтом вашей модели АКПП:

  1. В специализированных сервисах меньшая вероятность попасть на подмену запчастей: вместо оригинальных получить дешёвый хлам.
  2. Клиенту разрешают присутствовать в техзоне на снятии поддона и во время ремонта.
  3. Мастера знают все слабости вашей АКПП и могут выполнить высокоточный ремонт.

Техцентр не станет называть короткие сроки ремонта, потому что при серьёзных проблемах АКПП потребуется полная переборка, заказ новых запчастей или ремонт важных узлов. Также не стоит вестись на низкие цены — дешёвый ремонт автоматической трансмиссии возможен только своими руками.

Покупка контрактной АКПП

Контрактная автоматическая коробка переключения передач — хорошее решение, если «родная» сильно изношена и не подлежит ремонту. Зачастую покупка контрактного агрегата даже дешевле, чем капитальный ремонт, и на 70 % ниже стоимости новой АКПП. Помимо цены контрактная коробка выгодна по причинам, рассмотренным в этой статье.

Контрактная АКПП

Заключение

Диагностика неполадок АКПП экономит ваши время и деньги на ремонте. Использование разных методов проверки: компьютерная диагностика, замена масла, stall-test, проверка в движении — поможет локализовать проблемное место. Чем быстрее и точнее будет выполнен ремонт коробки автомат, тем менее обширна будет «болезнь» и выше ресурс. Заботьтесь о своих машинах.

Рейтинг
( 3 оценки, среднее 4.33 из 5 )
Аватар
автомеханик А.Зарядин/ автор статьи
Умею выявлять причину неисправности и дефекта трансмиссии. Обладаю достаточным опытом и объемом знаний в ремонте силовых агрегатов всевозможных марок и моделей автотранспортных средств.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
АКПП
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector