Слив масла с КПП

Причины почему пенится масло в АКПП и что делать водителю

Проверяя уровень жидкости ATF, можно обнаружить на щупе мелкие шарики воздуха — так пенится масло в АКПП. Разобраться в проблеме нужно немедленно, поскольку состав жидкости влияет на качество работы и срок службы коробки. Сложность устранения неполадки зависит от причины ее возникновения: с некоторыми можно справиться самостоятельно, с другими придется обратиться в сервис.

Масло в пузырьках на щупе

Зачем КПП вообще нужна смазка

Автоматическая коробка работает на базе гидротрансформатора, который передает крутящий момент от двигателя к колесам. Со стороны трансмиссии устройство через валы соединено с масляным насосом и планетарным механизмом. Управление передачами происходит от гидроблока, соединенного с электронным блоком управления.

Гидротрансформатор состоит из двух колес с лопастями — насоса и турбины, помещенных в ATF, между которыми установлен реактор. ДВС воздействует на гидронасос, заставляя жидкость под действием центробежной силы вращать турбину, при этом нагреваясь до высоких температур. С помощью реактора момент усиливается в 2 — 3 раза.

Турбинное колесо приводит в движение шестерни планетарного механизма. Они свободно вращаются в масляной среде до тех пор, пока не включится передача. В этом случае соответствующая шестерня заблокируется фрикционными дисками, которые сжимаются толкателями под давлением жидкости. Распределение давлений в нужном алгоритме происходит по сигналу электромагнитных клапанов — соленоидов, расположенных в гидроблоке.

Читать
Можно ли буксировать на автоматической коробке другую машину с АКПП и неработающим двигателем

Трансмиссионная жидкость в АКПП выполняет несколько функций:

  • является рабочим телом, передающим крутящий момент;
  • создает давление для плавного переключения передач;
  • смазывает детали, предотвращая трение;
  • охлаждает систему, защищая от перегрева.

Масло для АКПП подбирается с учетом его вязкости, типа химических присадок, допусков от нагрузки двигателя. Если жидкость пенится, это  означает неправильную работу коробки и ее скорый износ.

Пузырьки на масляном щупе автоматической коробки передач причины

Появление крупных и одиночных газовых шариков на щупе после активной езды допустимо, и не говорит о том, что ATF пенится. А вот жидкость с однородно распределенными пузырями на  щупе может вызвать поломку трансмиссии. Обнаружив, что пенится масло в АКПП, нужно сразу искать причины этого явления.

Вспенилось масло на щупе

Когда жидкость пенится происходит изменение ее плотности, в результате чего снижается эффективность передачи крутящего момента, давление на фрикционах падет. Из-за недостаточного сжатия диски будут проскальзывать, мягкие фрикционы начнут обугливаться. Переключение передач будет происходить рывками.
Читать
Полная и частичная замена масла в АКПП Volvo S60

Металлическая стружка, фрикционная пыль и другие трансмиссионные отходы будут осаждаться на поверхности механизмов, в гидроблоке, в тонких магистралях и радиаторе. Масляный фильтр забьется — жидкость будет проходить через него с меньшей интенсивностью. Теплоемкость и теплоотдача ATF снизится, и система перегреется. В итоге элементы АКПП выйдут из строя.

Пена в масле из-за попадания воздуха

Газ может попасть в АКПП при малом количестве ATF. Насос вперемешку всасывает воздух, образуя масляно-водную эмульсию. Такая смесь изменяет изначальные свойства  жидкости, присадки перестают работать, масло начинает пениться.

Масло на щупе АКПП пузыриться

Превышение уровня ATF также ведет к негативным последствиям. Вращающиеся детали коробки подхватывают излишки и пенят масло АКПП, как блендер, увеличивая объем жидкости и образуя пузырьковую массу.  Избыток выплеснется наружу. Давление в системе снизится. Работа АКПП нарушится.

В редких случаях газообразование внутри системы происходит из-за негерметичности конструкции: незатянутые соединения, разрыв шлангов, трещины в корпусе, пробои. Также причиной может стать загрязнение или износ фильтра масляного насоса, усыхание прокладок, повреждение уплотнителей и сальников. Масло смешивается с газом и пенится.

Пена в масле из-за превышения его срока использования

Производители рекомендуют менять ATF каждые 60 000 км. При агрессивном стиле вождения, в жарком климате и ежедневном простаивании в пробках период нужно сократить до 30 — 50 000 км, не дожидаясь, пока масло начнет пениться и чернеть. Даже в необслуживаемых АКПП необходимо делать аппаратное или частичное обновление жидкости.

Читать
Полная и частичная замена масла в АКПП Honda CR-V своими руками

Сравнение трансмиссионных жидкостей

В зависимости от типа основы масла срок его замены может варьироваться:

Тип основы масла  Пробег до замены, км
Минеральное 25 000
Синтетика и полусинтетика 50 000

Для сравнения: в вариаторе замена масла на синтетике требуется по прошествии 30 000 км, в МКПП — через 60 000 км.

Рабочий процесс автомата происходит на высоких скоростях вращения множества элементов в жидкостной среде. Грязная ATF теряет свои свойства и структуру, что приводит к вспениванию старого масла АКПП с последующим ускорением износа деталей.

Чрезмерный перегрев

О повышении рабочей температуры в АКПП подскажет индикатор на приборной панели или самостоятельная диагностика с помощью сканера типа ELM327. Почему пенится нагретое масло АКПП?

Перегретое и свежее масло АКПП

Причины все те же:

  • трансмиссионная жидкость теряет свои свойства при температуре выше 120℃;
  • структура масла становится гуще или жиже, в зависимости от АКПП;
  • теплоемкость и теплоотдача ATF снижается.

Узел работает неправильно, риск выхода из строя всего агрегата повышается.

Читать
Все болезни АКПП Citroen C4 и их ремонт

Неправильное смешивание

В целях экономии автовладельцы покупают трансмиссионную жидкость отличную от рекомендуемой производителем. Смесь ATF из канистр разных фирм вступает в химическую реакцию. Из-за несовместимых присадок масло АКПП будет обильно пениться.

Что делать водителю

Первыми сигналами неисправности в автомате будут толчки и рывки при переключении передач. Далее АКПП начнет пропускать или блокировать передачи, а затем выйдет из строя гидравлическая и электронная части.

Чтобы не пропустить момент, когда масло начинает пениться, нужно регулярно проверять его уровень и качество. Достоверные измерения получаются только после разогрева рабочей жидкости до 80 — 90℃:

  1. Предварительно проехав 10 — 20 км, автомобиль останавливают на горизонтальной площадке.
  2. Селектор выставляют на «P» или «N» в зависимости от модели трансмиссии.
  3. На холостом ходу достают измерительный щуп, насухо вытирают, вставляют обратно в трубу на 5 с и снова достают.
  4. Правильный уровень ATF находится между насечками показателя «Hot».
  5. Красный или светло-желтый цвет масла говорит о хорошем состоянии.
  6. При проверке консистенции масло должно сразу впитываться в салфетку.

В зависимости от производителя алгоритм проверки может меняться, например, у Honda щуп проверяют после глушения двигателя.

Устранение неполадок

Если уровень ATF ниже отметки «Hot»:

  1. Нужно осмотреть днище автомобиля в поисках утечек из АКПП и провести ремонт при обнаружении оборванных шлангов, деформированных деталей, износившихся прокладок;
  2. Долить в коробку ту же ATF, которое залито, до требуемого уровня.

Когда масло пенится, его объем увеличивается, поэтому уровень на щупе будет выше верхней насечки. Чтобы точно убедиться, при повторной проверке разогретый двигатель глушат и выжидают пока жидкость отстоится. Излишки масла вытягивают с помощью технического шприца и тонкой трубки.

Если пена в масле КПП возникла из-за старения, перегрева, неудачного микса различных жидкостей:

  1. Снять и промыть поддон.
  2. Полностью слить непригодную жидкость.
  3. Заменить фильтры.
  4. Прочистить радиатор.
  5. Залить свежую жидкость, рекомендованную производителем.
Читать
Полная и частичная замена масла в АКПП Nissan Almera G15 своими руками

В самых запущенных случаях потребуется переборка, диагностика и замена частей АКПП. Чтобы не доводить трансмиссию до ремонта, нужно учитывать конструктивные особенности как бензиновой, так и дизельной АКПП при эксплуатации:

  • резкие движения на старте и при торможении перегружают гидротрансформатор;
  • при долгом буксовании или буксировании тяжелых прицепов автомат перегревается из-за высоких нагрузок;
  • АКПП нуждается в регулярном обслуживании.

Заключение

Масло в автоматической КПП  пенится  в основном из-за отклонения уровня и низкого качества жидкости. Проверка ATF не реже 1 раза в месяц поможет вовремя устранить неисправности и избежать сложного ремонта.

Рейтинг
( 18 оценок, среднее 4.67 из 5 )
Аватар
автомеханик А.Зарядин/ автор статьи
Умею выявлять причину неисправности и дефекта трансмиссии. Обладаю достаточным опытом и объемом знаний в ремонте силовых агрегатов всевозможных марок и моделей автотранспортных средств.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
АКПП
Комментарии: 13
  1. Аватар
    Илья

    Спасибо за статью! Обращал внимание на своей машине такие же пузыри на щупе масла акпп. Теперь займусь профилактикой, поменяю масло, надеюсь ещё не поздно :roll:

  2. Аватар
    автомеханик А.Зарядин (автор)

    Здравствуйте Илья!
    При снятии поддона обратите внимание на наличие утечек из АКПП и целостности шлангов, деформированных деталей, износившихся прокладок. Порой из за износа обычной прокладки приходится менять полностью узел коробки передач.
    Будут вопросы пишите, я Вас проконсультирую.

  3. Аватар
    Олег

    В моем автомобиле в АКПП, также слегка пенилось масло. После замены пены больше не замечал, судя по всему проблема была в том, что масло было старое. Но на пену, я особого внимания не обратил, думал, что это нормальное явление. Теперь обязательно буду контролировать эту проблему.

  4. Аватар
    Егор

    На 5 гольфе такая же история была, масло в АКПП пенилось, увидел пузырики на щупе, сначала внимания не обращал, а потом подумал, что может уровень больше чем надо. В сервисе выяснили, оказалось у меня забит фильтр и не дает маслу закачаться. Косяки предыдущего владельца.

  5. Аватар
    Игорь

    Думаю, если масло в АКПП пенится, то его пора срочно заменить на новое, более качественное. Кроме этого, необходимо всегда тщательно закручивать крышку, чтобы исключить возможность попадания воздуха в резервуар с маслом. 

  6. Аватар
    Сергей

    Здравствуйте, а я в замешательстве. Менял масло сам, откручивал поддон менял фильтр, всё установил нормально, даже кольцо резиновое на фильтре. Сколько слил столько и залил. Прогрел, попереключал скорости на месте. Потом решил проверить как едет. Газ в пол с места и она пошла хорошо, но на второй скорости обороты 4 тыс и скорость 80 км. Резко пропадает тяга обороты подскакивают и за доли секунды тяга снова появляется получается удар, я испугался думал хана акпп. Но нет дальше ездиет. Всё в ней отлично, только когда газ в пол жмёшь не важно на ходу или с места, то именно в диапазоне скорости от 70 до 80 происходит этот срыв тяги и потом толчок. Недавно проверил масло, оно вспененно и на щупе почти до максимума на отметке Hot. Что делать, подскажите пожалуйста деревенскому??? :cry:

    1. Аватар
      автомеханик А.Зарядин (автор)

      Приветствую Сергей!
      Допустим что вы сделали замену масла в АКПП в соответствии с тех.регламентом, но все равно может быть множество факторов:
      1. На скольки тысячах км.меняли и вообще меняли до этого?
      2. Какое масло заливали (оригинал/аналоги)?
      Напишите в ответ на данный комментарий.

      1. Аватар
        Юрий

        У дефиринциала вылез палец и пробороздил коробку . Всё поменяли полностью промыли всю коробку, поменяли насос . Всё собрали , масло залили по уровню как положено. На P и N всё в порядке , на R и D пенит масло подскажите в чем причина . Масло лили естественно свежее .Фильтр тоже новый.

  7. Аватар
    Дмитрий

    Добрый день, может кто подскажет. Машина стала дергаться и почему то чаще в жаркую погоду проезжаеш км.80-100 норм потом при ускорении начинает дергаться остановишся заглушиш двигатель все ном поехала какое то время. На щупе в коробке заметил пузырьки, произвел частичную замену масла (масло было грязновато) результата ноль.

    1. Аватар
      автомеханик А.Зарядин (автор)

      Дмитрий приветствую! В данной ситуации масло менять уже поздно. Заезжайте на нормальную диагностику и простым сбросом ошибок тоже не отделаетесь.

  8. Аватар
    Юрий

    Здравствуйте. Был произведён ремонт АКПП , заменили дифференциал и насос ,прокладки и резинки не меняли .Коробку промыли . Залили масло , завели всё хорошо но на R и D пенит масло . Коробка F4A42 .

  9. Аватар
    Вячеслав

    Добрый день.
    Вопрос такой:
    Зимой при температуре -15 и ниже при заводке авто начинает жужжать акпп (звук как у сломаного насоса ГУР). После минут 3 примерно звук резко затухает и через секунды пропадает. При просмотре щупа акпп в этот момент масло вспененое. Потом после прогрева и езды масло становится норм. На горячую уровень масла в норме, цвет тоже. Запаха женого нет. В теплое время года или при температуре выше -15 все норм. Переключение передач при любой температуре норм.
    В чем может быть проблема?

  10. Аватар
    Сергей

    То же самое, только без посторонних звуков, на холодную пениться после первого запуска, потом после прогрева коробки -минут 20 езды пена уходит постепенно. Никто не сталкивался?

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector