Неисправности и ошибки АКПП

Основные неисправности и ошибки АКПП

Неправильная эксплуатация, отсутствие техобслуживания или естественное старение — вот причины, почему на панели приборов появляется сигнал «Ошибка АКПП». Водитель может заметить проблему до зажигания лампочки, если распознает признаки неисправности. Расшифровка кодов ошибок поможет узнать в какой цепи произошел сбой, но этого недостаточно для точной диагностики.

Ошибка АКПП

Симптомы неисправности АКПП

Водитель может распознать признаки неисправности АКПП тремя способами:

  1. Услышать: посторонние шумы, скрежет, хруст во время движения.
  2. Ощутить: вибрации, потерю динамики, пробуксовку во всех режимах, задержки при переключении, повышение оборотов до 3500 — 5000.
  3. Увидеть: утечку масла, стружку в поддоне, ненормальный уровень жидкости, ошибки на панели.

Стружка в поддоне АКПП

Утечка масла в АКПП

Проблемы DSG схожи по симптомам:

  • жужжание и хруст во время движения;
  • медленный разгон при растущих оборотах двигателя;
  • пробуксовка сцепления;
  • толчки и рывки при переключении передач;
  • утечка жидкости.

Если индикатор ошибки не гаснет, АКПП не переключается, уходит в аварийный режим, нет движения ни вперед, ни назад — это явный симптом неисправности. Без разборки агрегата не обойтись.

Что поможет избежать типичных неисправностей АКПП

Чтобы не искать способы устранения неисправности коробки автомат в Интернете или в учебниках, лучше заранее узнать, как избежать поломок:

  1. Изучить типичные проблемы своей АКПП. Например, машины Volvo с автоматом GM 4T60E не рассчитаны на езду с максимальными крутящими моментами и движение по нечищеным дорогам.
  2. Беречь АКПП от высоких нагрузок. Автоматы не любят резких стартов, без прогрева. Пробуксовки на снегу, на лесных дорогах перегревают агрегат, снижая его ресурс.
  3. Продлить жизнь автомату на несколько лет поможет проведение ТО с заменой масла и расходников по регламенту производителя.
  4. Не допускать масляное голодание АКПП.

Автоматическая коробка — сложное устройство, созданное по точным инженерным расчётам и конструктивным решениям.  Выбирая жидкость и запчасти для АКПП, не стоит жадничать и покупать дешёвые аналоги. Они не выдержат режимов работы автомата, а только отнимут его ресурс.

Основы правильного обследования коробки автомат

Перед тем, как принять решение о ремонте автомата, мастера собирают историю «пациента» и снимают коды ошибок неисправности автоматической коробки передач. Диагностировать АКПП можно по сканеру ELM327. Чтобы самому поставить диагноз, придётся изучить устройство и характерные поломки своей коробки, запастись мануалами.

Читать
АКПП на машине дергается при переключении передач, ощущаются толчки и рывки

Коды ошибок помогают найти проблемный участок, но этот метод не даёт точных результатов. Дальше проводят дополнительные исследования:

  • проверяют работу АКПП «на холодную», «на горячую», в разных режимах;
  • проверяют уровень жидкости;
  • меняют грязное масло и фильтр;
  • осматривают поддон на наличие стружки, крупных металлических частиц и пластиковых обломков;
  • проверяют напряжение в электрических цепях.

Если проблема не выявлена, АКПП разбирают для осмотра и проведения тестов:

  • проверяют целостность фрикционных дисков, тормозов, втулок, подшипников;
  • проверяют давление в каналах гидроблока;
  • измеряют сопротивление соленоидов;
  • измеряют зазоры на втулках, шайбах, в пакетах фрикционов;
  • разбирают гидротрансформатор.

Разбор АКПП лучше доверить мастеру, знакомому с данной моделью. Однако, не стоит доверять «рентгеновскому» зрению специалиста и заказывать детали до дефектовки и установки диагноза.

Расшифровка кодов системы самодиагностики АКПП

Система бортовой диагностики автоматических коробок OBD-II указывает электроцепи, в которых произошел сбой. Если модуль управления  двигателем (ЕСМ) или АКПП (TCM) получил нестандартные показания датчиков, то на бортовой панели загорится индикатор ошибок «Check Engine». Скорость срабатывания лампочки зависит от серьёзности неисправности.

К ошибкам АКПП относятся коды в формате Р07хх и Р08хх. Например, коды P0745 — Р0779 сообщают о проблемах цепи соленоидов. Так, ошибка АКПП группы 0765 — 0769  связана с повреждением соленоида «D», что значит обрыв, замыкание проводки, разрегулировку или поломку клапана. Компьютер выдаёт ошибку, если считывает неверные показания соленоида. Затем управление отключается, а коробка уходит в аварийный режим.

Код ошибки

Проблемный узел Расшифровка ошибки

Что означает

P0700 Система управления АКПП Неисправна электроцепь

 

Общий код уведомления, может означать:

·       неисправность модуля ТСМ;

·       повреждение корпуса гидроблока;

·       поломку соленоидов;

·       замыкание или обрыв проводки.

P0701 Показания вне измеряемого диапазона

 

 

Ошибка сообщает об отклонении показателей датчиков от нормы. Чаще всего это связано с неисправностью:

·       датчика;

·       муфты блокировки ГДТ;

·       соленоидов;

·       проводки.

Ошибка высвечивается при пониженном уровне масла и утечки.

P0702 Электрическая неисправность
P0703 Выключатель стоп-сигналов «B» Неисправна электроцепь

 

Если при нажатии тормоза не загорается стоп-сигнал, высвечивается ошибка. Возможная причина:

·       поломка выключателя;

·       перегорание предохранителя;

·       повреждение гнезда лампы;

·       оборванные, обгоревшие провода.

P0704 Датчик сцепления Неисправна электроцепь

 

Ошибка указывает на поломку концевика педали сцепления или повреждение электроцепи.
Р0705 Датчик положения селектора АКПП Неисправна электроцепь Ошибки показаний возникают при:

·       поломке детали;

·       обрыве или замыкании проводки;

·       плохом контакте разъёмов.

Р0706 Показания вне измеряемого диапазона
Р0707 Низкий уровень сигнала
Р0708 Высокий уровень сигнала
Р0709 Прерывистый сигнал
Р070А Датчик уровня ATF Неисправна электроцепь Ошибка возникает, если:

·       сломан измеритель;

·       повреждена проводка или контакты.

Р070В Показания вне измеряемого диапазона
Р070С Низкий уровень сигнала
Р070D Высокий уровень сигнала
Р070Е Пропадающий сигнал
Р070F Низкий уровень масла Недолив или утечка масла.
Р0710 Датчик температуры жидкости Неисправна электроцепь Ошибка может появляться при перегреве, повреждении термометра, проводки или разъёмов.
Р0711 Показания вне измеряемого диапазона
Р0712 Низкий уровень сигнала
Р0713 Высокий уровень сигнала
Р0714 Прерывистый сигнал
Р0715 Датчик скорости входного вала Неисправна электроцепь Ошибка указывает на поломку детали, обрыв или замыкание цепи, ослабление контактов.
Р0716 Показания вне измеряемого диапазона
Р0717 Отсутствует сигнал
Р0718 Прерывистый сигнал
Р0719 Выключатель стоп-сигналов «В» Низкий уровень сигнала Ошибка возникает при:

·       повреждении выключателя;

·       перегорании предохранителя  или лампочек стоп-сигналов;

·       неисправности гнезда лампочки;

·       обрыве или замыкании проводки.

Р0720 Датчик частоты вращения выходного вала Неисправна электроцепь ТСМ использует показания с измерителя выходного вала для управления давлением при переключении передач. Ошибка о неправильном сигнале поступает из-за:

·       неисправной детали;

·       повреждённой проводки;

·       окисленных контактов.

Р0721 Показатель  вне измеряемого диапазона
Р0722 Отсутствует сигнал

 

Р0723 Прерывистый сигнал
Р0724 Выключатель стоп-сигналов «В» Высокий уровень сигнала Тоже, что и ошибка Р0719.
Р0725 Датчик скорости вращения коленвала Неисправна электроцепь

 

ЕСМ контролирует обороты двигателя и делится показаниями с ТСМ. Код ошибки срабатывает, если ТСМ не получил сигнал от ЕСМ. Возможные причины:

·       поломка детали;

·       повреждение контактов или проводки;

·       пропала связь между модулями управления.

Р0726 Показатель  вне измеряемого диапазона

 

Р0727 Отсутствует сигнал

 

 

Р0728 Прерывистый сигнал
Р0729 Планетарный механизм Некорректное передаточное отношение 6 скорости ТСМ определяет передаточное отношение по данным датчика скорости движения, положения дросселя, частоте вращения коленвала и др. Фактическое и требуемое значения могут не совпадать из-за:

·       неправильного уровня масла;

·       забитого фильтра, каналов гидроблока;

·       неисправных соленоидов или датчиков;

·       сгоревших фрикционов;

·       старых уплотнителей.

Р0730 Неверное передаточное число АКПП
Р0731 Некорректное передаточное отношение 1 скорости
Р0732 Некорректное передаточное отношение 2 скорости
Р0733 Некорректное передаточное отношение 3 скорости
Р0734 Некорректное передаточное отношение 4 скорости
Р0735 Некорректное передаточное отношение 5 скорости
Р0736 Некорректное передаточное отношение передачи заднего хода
Р0737 Датчик частоты вращения двигателя Неисправна электроцепь выходного сигнала Код ошибки указывает на общую неисправность в цепи, вызванную:

·       дефектной деталью;

·       поломкой одного из модулей управления;

·       повреждением проводки или контактов.

Р0738 Низкий уровень выходного сигнала

 

Р0739 Высокий уровень выходного сигнала
Р0740 Cоленоид TCC Неисправна электроцепь

 

Блокировка ГДТ включается по сигналу ТСМ. Управляющий импульс формируется после сопоставления данных измерителя оборотов двигателя, поступивших от ЕСМ, и измерителя входных оборотов ISS. Ошибка возникает, когда:

· забился или устарел соленоид блокировки ГДТ;

· изношен фрикцион блокировки ГДТ;

· повреждена проводка;

· отошли контакты;

· неисправен гидроблок или модуль управления блокировкой ГДТ;

·  датчики оборотов сломаны.

 

P0741 Функционирование или залипание в закрытом состоянии

 

P0742 Залипание в открытом состоянии

 

P0743 Обрыв или замыкание в цепи

 

P0744 Ненадёжный контакт в цепи

Причины

Определить причину, почему не работает коробка автомат, можно только после сбора основных признаков и расшифровки кодов ошибок. Далее приведены примеры типичных неисправностей АКПП, игнорирование которых может привести к аварии.

Кулиса рычага

Кулиса селектора — связующий механизм между рычагом переключения передач и АКПП. Узел выходит из строя при недостатке смазки, попадании грязи, механической поломке. Неправильная работа механизма может быть связана с разрегулировкой.

Основной признак неисправности кулисы — тугое переключение режимов работы трансмиссии.  Если долго не переводить селектор на нижние ступени, то со временем резинки усохнут, а рычаг покроется коррозией.

Появление люфта при качении селектора «влево-вправо» может стать причиной аварий, поскольку мешает чёткому переключению передач. Рычаг АКПП болтается чаще всего из-за разрегулировки, либо ослабления соединения кронштейна троса.

Утечка масла

Падение уровня ATF может стать причиной поломки всей АКПП, поскольку агрегат начинает работать «всухую». Недостаток давления приводит к проскальзыванию фрикционов и некорректному переключению передач. Появляются дёргания, рывки, пробуксовки. Возможные коды ошибок — Р070А — Р070F.

Утечка масла возникает из-за следующих проблем:

  • износ сальников, прокладок, уплотнительных колец;
  • слабо затянутая пробка сливного отверстия;
  • мокрое пятно на стыке ДВС с АКПП указывает на износ втулки маслонасоса или трещины в гидротрансформаторе;
  • пробои днища.

Блок управления

Неисправный модуль управления АКПП переводит коробку в аварийный режим: при заведённом двигателе режимы переключаются неправильно или вовсе не реагируют на движение селектора. Электроника выдаёт ошибки U0101, Р0700 — Р0702 и перестаёт работать по следующим причинам:

  • произошёл скачок напряжения;
  • окислились контакты;
  • повредились шлейфы;
  • сломался электронный компонент;
  • коробка перегрелась;
  • в модуль попала вода.

Проблемы с ТСМ АКПП  могут произойти после неудачной перепрошивки, поэтому программирование лучше доверять сервис-центрам.

Неисправности гидроблока

Признаки неисправности гидроблока АКПП: удары и толчки при переключении передач, пробуксовка «на горячую». В запущенном случае может произойти масляное голодание, перегрев, ухудшение динамики автомобиля. Возможные коды ошибок — Р0700 — Р0702, Р0729 — P0736, и другие ошибки, указывающие на проблемы с соленоидами.

Неисправности и ошибки гидроблока АКПП появляются из-за старого масла и высоких нагрузок:

  • загрязняются каналы гидроплиты;
  • забиваются каналы соленоидов;
  • изменяется геометрия сепараторной пластины;
  • заклинивают клапаны гидроблока ;
  • изнашиваются уплотнители;
  • сгорает проводка.

Корзина сцепления

Сцепление в роботе «выключает» крутящий момент, чтобы коробка безопасно переключила передачу. Частая проблема узла — пробуксовка. Это может значить, что:

  • износился ведущий или ведомый диск сцепления;
  • сцепление «сгорело» из-за резких стартов и длительных перегрузок;
  • ослабли демпферные пружины ведомого диска;
  • расслоились фрикционные накладки.

Если во время движения автомобиль встаёт в аварийный режим, и нет движения ни вперёд, ни назад, нужно проверить выжимной подшипник и его направляющую. Разбитая от высоких нагрузок деталь приводит к поломке всей корзины, «сгрызая» нажимные лепестки. Понять, что АКПП умирает, можно по переключению рычага: сначала будет трудно включить определённую передачу, а когда коробка умрёт — невозможно.

Хруст при включении передней или задней передачи указывает, что сцепление срабатывает не до конца. Проблема может скрываться в актуаторе, выжимном подшипнике или деформированном диске сцепления. Возможный код ошибки — Р0810 —Р0813.

Неисправность гидротрансформатора

Неисправность гидротрансформатора АКПП проявляется в виде стука, шуршания, вибраций, плохой динамики, повышенного расхода топлива. Автомобиль будет двигаться с трудом и медленно набирать скорость. Если агрегат полностью вышел из строя, то машина будет глохнуть или не сдвинется с места. Возможные коды ошибок — Р0740 —Р0744.

Гидромуфта коробки автомат не работает и выдаёт ошибки по следующим причинам:

  • износились подшипники скольжения;
  • развалилась ступица колеса;
  • разрушены сальники;
  • истёрся фрикцион муфты блокировки;
  • сломана шейка корпуса;
  • разрушены лопасти колёс.

«Бублик» — главный загрязнитель и нагреватель масла АКПП. Ухудшение свойств жидкости приводит к падению давления, перегреву коробки. Жидкость может нагреваться до 120 — 150℃, «сжигая» детали автомата. Чтобы снизить нагрузку на  гидротрансформатор, устанавливают дополнительные радиаторы охлаждения ATF.

Тормозная муфта

Тормозная муфта плавно фиксирует планетарный механизм автомата. Износ тормозной ленты становится причиной появления толчков, рывков и других неприятностей при переключении передач. Если машина буксует на месте, или не работает одна из передач, возможно, произошёл обрыв манжет поршня тормозной ленты.

Тормозная муфта не срабатывает в АКПП обычно при огромном пробеге, в простых коробках, типа Toyota А131Л, VW 010, Chrysler 31TH, ленту меняют в совсем изношенном состоянии. К этому времени муфта полностью пропитывается горелым маслом и клеевыми смолами от «съеденных» фрикционов.

Возможные коды ошибок Р0729 — P0736.

Профилактика неисправностей

Неисправности АКПП появляются из-за грязного масла и агрессивного вождения, способы их устранения заключаются в ремонте и замене деталей. Для профилактики заболеваний коробки нужно:

  • менять масло каждые 40 — 60 000 км, даже в необслуживаемых агрегатах;
  • очищать металлический фильтр от загрязнений, а фетровый заменять новым;
  • промывать поддон и магниты от стружки;
  • менять изношенные уплотнители, сальники;
  • промывать радиатор охлаждения.

Заключение

Поломки АКПП приводят к сложному и дорогому ремонту. По справочникам неисправностей редко кто может «вылечить» агрегат, поэтому приходится обращаться в сервис. Предотвратить внеплановый  ремонт АКПП поможет плановое техобслуживание и бережное отношение к автомобилю.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Аватар
автомеханик А.Зарядин/ автор статьи
Умею выявлять причину неисправности и дефекта трансмиссии. Обладаю достаточным опытом и объемом знаний в ремонте силовых агрегатов всевозможных марок и моделей автотранспортных средств.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
АКПП
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector