Автовладельцы при приобретении автомобиля ищут ответ на следующий вопрос: что лучше автомат, робот или вариатор? Не получится купить автомашину с такой АКПП, которая подешевле, да с минимумом проблем. Так как каждая из трех описанных выше имеет свой ряд минусов, на которые придется обратить внимание автолюбителю.
В статье читатель найдет ответы на вопросы, увидит преимущества и изъяны каждого типа КП. А уже в самом конце он сможет сделать вывод, какая коробка передач больше всего подойдет к его потребностям и возможностям.
- Принцип действия КПП
- Разновидности
- Робот
- РКПП с одним сцеплением
- РКПП с двумя сцеплениями
- Преимущества и недостатки использования робота в автомобилях
- ВКПП (CVT)
- CVT клиноременной
- CVT клиноцепной
- Плюсы и изъяны вариатора
- Автомат
- Преимущества и изъяны автомата
- Отличия вариаторной коробки от автомата и РКПП
- На каком варианте остановиться
Принцип действия КПП
Действие коробки передач заключается в следующем:
- принимает и преобразовывает;
- передает и изменяет направление крутящего момента.
В автомате, вариаторе или роботе этот процесс автоматизирован и не зависит от человека. Но при выборе коробки передач необходимо понимать, что у каждого вида автоматизированной трансмиссии есть свои принципы работы. От них будет зависеть цена самого устройства и его ремонта после эксплуатации.
В следующем блоке будет рассмотрен подробно каждый вид АКПП.
Разновидности
Автоматизированные трансмиссии делятся на:
- роботы. На них передача скоростей меняется за миллисекунды. Ими оснащаются гоночные спорткары;
- вариаторы. Плавный набор скорости;
- классический автомат. Здесь используется гидротрансформатор. В течение нескольких десятков лет автоматы оставались четырех-ступенчатыми. Но в последние годы компании по изготовлению автоматов перешли на выпуск восьми- и девяти-диапазонных автоматов.
Какая же из них лучше автомат, вариатор или робот читатель узнает из следующих блоков.
Робот
Роботы мгновенно переключают скорости, когда автомашина движется. Помимо этого, они удобны, динамичны и экономичны. Однако они обладают большим недостатком: в ремонте это слишком дорогостоящие коробки передач, потому что оборудование и ремкомплекты на них имеют высокую стоимость.
Помимо высокой стоимости, коробка-робот все-таки имеет еще ряд изъянов. О них речь пойдет в блоке, посвященном преимуществам и недостаткам устройства.
Робот состоит из следующих элементов:
- механическая КП;
- сцепление и привод сцепления;
- сервопривод переключения скоростей;
- электроблок.
Концерн Volkswagen решил совместить все положительные качества и убрать изъяны АКПП и МКПП, чтобы создать коробку DSG.
Автовладельцы задают вопрос на тему «ДСГ: робот или автомат»? В действительности это следующее поколение роботизированной АКПП, просто с улучшенными качествами. Например, в отличие от автомата, вариатора и робота первого поколения, она имеет два диска сцепления.
Чем отличаются эти поколения роботов? Об этом в следующих блоках.
РКПП с одним сцеплением
Это вид робота имеет ряд недостатков, которые этим и отличают его от робота второго поколения.
- неизвестно как себя поведет во внедорожных условиях или на гололеде;
- некомфортно ездить по мегаполису: резкие старты, толчки;
- не имеет возможности для буксировки;
- обладает эффектом задумчивости, чем приводит к опасной ситуации на дороге.
Робот работает в двух режимах:
- автоматическом;
- полуавтоматическом.
Робот больше относится к механической КПП, нежели к автоматической. Хотя передачей скоростей занимаются сервоприводы. Но паузы при переключении возникают, как и у механической.
Внимание! Описанные выше роботы уходят в прошлое. На смену им приходят DSG или робот следующего поколения.
РКПП с двумя сцеплениями
В этой коробке доработали изъяны, которые встречались в начальных выпусках. Роботу дано следующее сокращение — DSG. Происходит от английских слов «Direct Shift GearBox». На русский переводится: «коробка передач с синхронизированным переключением».
Этот робот имеет два диска для передачи скоростей. Один взаимодействует с четными числами передач, другой – с нечетными. Ключевым отличием от первого поколения роботов является бесперебойное нахождение во включенном состоянии обоих устройств. Когда переключается скорость или робот готов к переключению скоростей на одном диске, второй – смыкается, и — наоборот.
Конструкции роботов сложные и часто не ремонтнопригодны.
Преимущества и недостатки использования робота в автомобилях
Положительными сторонами использования робота будут:
- малый расход топлива, возможность быстрого переключения с одной передачи на другую;
- работают тихо и плавно (касаемо второго DSG);
- используется малое количество масла, а, например, при использовании сухого 7-стпенчатого DSG, в доливе трансмиссионной жидкости почти не нуждается.
Негативные стороны роботов:
- дорогие в ремонте;
- слабые конструкции блоков управления;
- частый перегрев (касаемо первого поколения).
Хоть роботы и технологичны, для многих специалистов роботизированная коробка не понятна как сделана. Поэтому многие СТО не берутся ремонтировать их.
ВКПП (CVT)
Вариатор в отличие от автомата и робота плавно передает крутящий момент от мотора к колесам. Вариатор в технической документации обозначается как «CVT». Эта аббревиатура расшифровывается следующим образом «Continuously Variable Transmission». На русский переводится: «трансмиссия постоянно изменяющая передаточное отношение».
Чем отличаются вариаторы от автоматов — максимальным использованием мощности автомашины и малым расходом бензина.
Вариаторы бывают:
- клиноременные;
- клиноцепные.
CVT клиноременной
Это самый распространенный вариатор. Он состоит из ремня. Последний натягивается между двумя шкивами и гидротрансформатором. Работает посредством изменения углов контакта шкивов и ремня. А гидротрансформатор увеличивает крутящий момент мотора автомашины в несколько раз.
Используется на автомашинах следующих моделей:
- Ниссан Кашкай;
- Ниссан Икс-трэйл;
- Рено Каптур.
CVT клиноцепной
Клиноцепной вариатор обладает той же технологией, что и клиноременной. Только ремень заменен цепью.
А вместо гидротрансформатора на многие модели автомашин ставится двухмассовый маховик.
Используется вариатор клиноцепной на следующих моделях:
- Ауди А 6;
- Субару Форестер.
Плюсы и изъяны вариатора
Полезные качества у CVT | Недостатки CVT |
|
|
Автомат
Впервые автомат представлен в 1930. Им оснастили такой автомобиль, как Кадиллак. У автомата сцепление происходит посредством гидротрансформатора, который соединяет АКПП и двигатель автомобиля. Ресурс жизнедеятельности АКПП равен 200 000 километров. При не агрессивной езде и должном уходе, автомат может продержаться без капремонта и больше.
Передачи скорости в автомате происходят за счет ступеней планетарной системы. Современные дорогие модели автомобилей содержат уже 9 ступеней. Хотя первое авто было оснащено автоматом с всего лишь с четырьмя ступенями. А электронный мозг автомата определяет, как ему нужно работать в тот или иной момент.
Электроника, которую компании ставят на автомат, позволяет приспособить автомашину для любого вида езды с помощью режимов:
- «Зима» — езда в зимнее время, снегопад и гололед. Долго прогревается коробка автомат;
- «Спорт». Увеличивается расход топлива. Автомашина становится маневренной.
Преимущества и изъяны автомата
Положительными сторонами автомата являются следующие показатели:
- удобный для поездок по городу;
- надежный, чем робот;
- управление может осуществляться в одном из двух режимов: автоматическом и ручном;
- невозможность перегрева мотора.
В общем у автомата нет всех тех проблем, которые имеются у робота и вариатора. Но отрицательные стороны все же есть:
- дорогой ремонт на СТО;
- автомат не рекомендуется буксировать в течение длительного времени;
- увеличенное потребление бензина;
- не у всех автомашин переключение скоростей на автомате незаметно для водителя и пассажиров.
Отличия вариаторной коробки от автомата и РКПП
Обычному автовладельцу бывает трудно понять в чем отличие вариатора от РКПП и АКПП. В этом блоке будут объяснены подробно отличия между ними. Вариатор от других отличает:
- Простота в работе.
- Легкие в ремонте.
- Малый вес.
- Ускорение без переключения с одного блока скорости на другой. Автомашина с вариатором не будет дергаться во время перехода с одного скоростного режима на другой.
- Вариатор боится пробуксовок и быстрых стартов. Подходит для спокойной езды по мегаполису.
Если соблюдать следующие эксплуатационные меры, то вариатор прослужит долго:
- вовремя менять трансмиссионную жидкость;
- следить за уровнем масла;
- наблюдение за датчиками. Нет сигнала одного из них – значит образовалась проблема. Чем быстрее ее устранить, тем меньше затрат на полный ремонт вариатора.
На каком варианте остановиться
В виде заключения будут сделаны выводы на тему, какая коробка передач лучше подходит для езды по мегаполису, по проселочной дороге.
При выборе автомобиля с одной из коробок, автовладелец должен точно знать, что он хочет от своей автомашины: спокойно ездить по городу со средней скоростью, участвовать в гонках с товарищами или же он приобретает машину для горного туризма.
И только после определения цели для которой он покупает автомобиль с той или иной коробкой передач, следует приступать к поиску такой автомашины. Автомобиль, купленный спонтанно, может стоить большого количества денег, а выйти из строя раньше положенного срока.
Я сам лично долго мучился подобным вопросом при выборе очередного авто, перечитал много статей и пересмотрел кучу видео и решил, что надо брать машину с обыкновенным автоматом, так как вариант АКПП самый надёжный и простой в обслуживании.
Здравствуйте Александр!
В случае если Вы планируете эксплуатировать машину в тяжелых российских условиях автоматическая коробка идеально подойдет. Действительно при простом и должном уходе она надежна и выдержит любые перепады в скорости, быстрые старты, а также холодные старты и любые пробки.
Хорошей Вам покупки!
В отличии от автомата, робот и вариатор люди реже выбирают, поскольку эти системы новые и еще не очень хорошо проверены временем. Ну и понятно, что большое значение имеет предназначение автомобиля. Но в любом случае будущее за вариатором и роботизированной КП.
Здравствуйте Олег!
На сегодняшний день и автоматическая и роботизированная и вариативная КПП достаточно хорошо изучены. Многие автосервисы имеют обширную практику по ремонту всех видов коробок передач, а производители в свою очередь так же повышают степень надежности, например современная DSG в которой устранены болячки предыдущей модели с сухим двойным сцеплением.
Тут и думать нечего, конечно автомат. Тем более их сейчас достаточно надежные делают, а на аудюхах и вовсе с двойным сцеплением идет и при скоростной езде даже ручке не проигрывает, плюс к этому безумно удобно по Московским пробками ездить.
Приветствую Макар!
С двойным сцеплением это роботизированные коробки передач, которые в отличии от классического автомата имеют два диска для передачи скоростей. Один взаимодействует с четными числами передач, другой – с нечетными. Динамика и разгон у таких коробок лучше, а вот пробки их быстро выводят из строя, в отличии от автомата.